1. Общие положения
Поведение водорода в металлах сильно зависит от природы металла, степени его чистоты, легирующих элементов, распределения напряжений, характера дефектов и других факторов. Известно, что водород, диффундирующий в кристаллическую решетку металла, способен взаимодействовать с различного рода дефектами, имеющимися в металле. Накопление водорода в дефектах металла вызывает значительное ухудшение эксплуатационных характеристик материала.
Наиболее сильно водородная хрупкость проявляется при наводороживании высокопрочных и закаленных сталей, применяемых для изготовления ответственных и высоконагруженных деталей, от которых требуется максимальная надежность в эксплуатации. Водород в сталях может находиться в металле в различных состояниях, в том числе в растворенном (атомарном) и молизованном виде, а также в различных связанных формах. Для углеродистых сталей характерно взаимодействие водорода с углеродом с образованием углеводородных соединений, что может приводить к необратимым изменениям структуры. Разнообразием форм взаимодействия водорода с металлами объясняется противоречивость сведений о зависимостях механических свойств высокопрочных сталей от общего содержания водорода.
Проблема наводороживания становится особенно актуальной, поскольку водородную хрупкость высокопрочных сталей может вызывать ничтожно малое количество водорода.
Наводороживание малоуглеродистых сталей, из которых изготавливается подавляющее большинство деталей, к охрупчиванию не приводит.
Наводороживание стальных изделий при электрохимических процессах имеет место в той или иной степени на всех стадиях цинкования (рис.1).
Рис. 1. Содержание водорода в головках болтов на различных этапах обработки:
1.- катодное обезжиривание (15 мин., 60°С);
2.- кислотное травление (20 мин., 45°С);
3.- катодное обезжиривание (5 мин., 60°С);
4.- электролитическое цинкование (15 мин., 25°С)°
Из рисунка следует, что решающий вклад в наводороживание стали вносит само цинкование, однако, влияние подготовительных операций при рассмотрении вопросов водородной хрупкости следует также учитывать поэтому катодное обезжиривание высокопрочных сталей не применяют.
Для устранения водородной хрупкости детали после электролитического цинкования подвергают термическому обезводороживанию.
Продолжительность и режимы нагрева для удаления водорода зависят от марки и прочностных характеристик стали (табл.1), желаемой степени дегазации основы и ряда других технологических условий осаждения цинкового покрытия. Обычно оцинкованные детали нагревают и выдерживают в печи при температуре 190-200°С с последующим охлаждением на воздухе.
Предел прочности стали, Н/мм2 |
Длительность обезводороживания, ч |
от 800 до 1000 |
2 |
от 1000 до 1500 |
3 |
В некоторых случаях для особо ответственных деталей продолжительность нагрева может быть увеличена до 4 -12 часов и больше.
На рисунке 2 показано влияние продолжительности нагрева на полноту дегазации после цинкования на примере исследованной марки стали.
Рис. 2. Содержание водорода в головках болтов после цинкования (1) и обезводороживания при 230°С в течение: 2.-1 ч; 3. - 2 ч; 4. - 3 ч.
Однако термическое обезводороживание деталей не всегда гарантирует восстановление первоначальных свойств стали и полное устранение водородной хрупкости. Это может быть связано с недостаточной дегазацией стали, а также с тем, что проникновение водорода в поверхностные слои и его взаимодействие, например, с углеродом стали, может привести к необратимым структурным изменениям. Технологическое обеспечение нагрева деталей до полного удаления водорода требует длительного времени и высоких энергозатрат. Достичь полного удаления водорода даже при длительном обезводороживании бывает невозможно у деталей с блестящими покрытиями из-за их крайне низкой водородопроницаемости.
В машиностроении электролитическое цинкование допустимо для сталей с прочностью до 1500 Н/мм2 при выполнении соответствующих мероприятий по снижению водородной хрупкости. В то же время, высоко нагруженные детали из стали с прочностью 1000 Н/мм2 и выше, для которых требуется повышенная надежность, не рекомендуются для электролитического цинкования.
Для гарантированного предотвращения водородной хрупкости у сталей с прочностью более 1000 Н/мм2 целесообразно применять «бестоковые» способы цинкования, при нанесении которых наводороживание деталей не происходит. К таким относятся горячее цинкование, «механическое» цинкование, покрытие типа «Дакромет», «Цинк-ламельные» покрытия и другие на основе высокодисперсного цинка.
На рисунке 3 показано влияние способа цинкования на изменение механических свойств высокоуглеродистой стали Ст.70.
Рис. 3. Влияние покрытия и обезводороживания (220°С, 40 мин.) на механические свойства стали Ст.70. Исходные свойства Ст.70 без покрытия условно взяты за 1
Приведенные на рис. 3 результаты свидетельствуют о том, что электролитическое цинкование вызывает резкое уменьшение величины относительного удлинения на 80% и числа циклов до разрушения образца на 60% по сравнению с непокрытыми образцами. Термическое обезводороживание восстанавливает начальные свойства стали на 80-82% от исходных величин. Механическое цинкование не приводит к ухудшению механических свойств Ст.70, а относительное удлинение после механического цинкования даже несколько возросло. По-видимому, голтовочное воздействие стеклянных шариков, участвующих в процессе механического цинкования, благоприятно сказывается на механических свойствах стали.
Водород в стальной основе и в цинковом покрытии находится в различных концентрациях и обезводороживание заключается в удалении водорода не только из стали через покрытие, но и из самого покрытия.
Сравнение содержания водорода в оцинкованных образцах до и после удаления покрытия показывает, что концентрация водорода в металле основы примерно в полтора - два раза ниже, чем в покрытии. В свою очередь, в покрытии водород сосредоточен, главным образом, в тонком слое, прилегающем к покрываемой поверхности. При хранении оцинкованных деталей в естественных условиях, не прошедших обезводороживание сразу после нанесения покрытия, происходит частичное диффузионное перераспределение водорода из покрытия в стальную основу. Соответственно, возрастает вероятность водородного охрупчивания стали. На этом основании инженерные стандарты предписывают проводить температурный прогрев деталей для удаления водорода в течение первых 30 минут после цинкования.
Нагрев покрытых деталей до 250°С положительно влияет на снижение водородной хрупкости высокопрочных сталей, но оказывает негативное влияние на само покрытие. Обезводороживание снижает коррозионную стойкость хроматных пленок и ухудшает внешний вид покрытия. Морфология цинкового покрытия с органическими включениями до и после обезводороживания показана на рис. 4.
А |
Б |
Рис. 4. Морфология цинкового покрытия до (А) и после обезводороживания (Б)
На рисунке 4 видно, что до обезводороживания на поверхности четко видны границы зерен цинка. После обезводороживания по всей поверхности покрытия наблюдаются нераскрывшиеся и раскрывшиеся (лопнувшие) вздутия округлой формы 10-30 мкм в диаметре.
Металлографический анализ цинкового покрытия показывает, что наличие органических включений в покрытии и выделение водорода по границам слоев, с последующей его молизацией, приводят к росту и слиянию микропор под действием давления молекулярного водорода. При нагреве образуются линзообразные пустоты (рис. 5), которые на поверхности видны как округлые вздутия (рис. 4 «Б»). Такое «разбухание» покрытия приводит к кажущемуся увеличению его толщины: после цинкования толщина покрытия составляла 5-7 мкм, а после обезводороживания - 7-9 мкм, причем в отдельных участках с вздутиями - до 15 мкм. Хотя раскрывшиеся пустоты не являются сквозными, их образование нарушает сплошность пассивирующего слоя и снижает коррозионную стойкость покрытия.
Рис. 5. Цинковое покрытие на образце ст.70 после обезводороживания
2. Механизмы наводороживания и влияющие факторы
В электрохимических процессах водород выделяется на катоде, то есть на поверхности покрываемой детали. При цинковании реакции выделения водорода и разряда ионов металла всегда являются сопряженными и протекают одновременно.
В начальной стадии процесса осаждения цинка, равно как и при катодном обезжиривании, водород выделяется непосредственно на стальной поверхности и легко проникает вглубь металла, адсорбируясь по границам кристаллических структур. По мере осаждения цинка, водород выделяется на стали в порах покрытия, пока слой цинка не станет сплошным. Количество водорода, поглощенного прилегающим к основе слоем покрытия, обычно значительно превышает количество водорода, адсорбированного основой. Поэтому водород из покрытия может диффундировать в сталь как во время осаждения цинка, так и после завершения процесса цинкования.
Глубина проникновения водорода в стальную основу может достигать 100 мкм. Соответственно, в тонкостенных деталях при цинковании с двух сторон имеет место наводороживание на всю глубину металла.
Количество водорода, выделяющегося совместно с осаждением цинка на катоде, напрямую зависит от выхода цинка по току. Выход по току выражает процентную долю полезного расхода тока, затраченного на осаждение цинка. Остальная часть тока расходуется на побочные процессы, прежде всего на выделение водорода.
Очевидно, что в кислых электролитах, выход по току в которых составляет 95-98%, наводороживаемость деталей будет значительно меньше, чем в щелочных. В щелочных электролитах выход по току падает с ростом плотности тока и количество выделяемого водорода будет тем больше, чем выше катодная плотность тока.
Однако наводороживание сталей нельзя связывать только с величиной выхода по току. Большое влияние оказывает также природа присутствующих в электролитах органических блескообразующих добавок, которые могут включаться из электролита в покрытие в довольно начительных количествах . В процессе старения покрытий при движении зерен металла относительно друг друга происходит трибомеханическое воздействие на органические включения, приводящее к их деструкции и высвобождению водорода. Это может увеличить содержание водорода в осадке цинка и быть причиной вздутия покрытия в виде мелких пузырей. Следовательно, внедренные в цинк органические вещества оказывают негативное влияние на механические свойства покрытия.
Органические включения оказывают влияние и на кинетику последующего термического обезводороживания покрытия и основы, изменяя водородопроницаемость цинка и затрудняя удаление водорода из стали. В блестящих покрытиях органических включений обычно намного больше, чем в матовых и их дегазация затруднена. При нагреве матовых покрытий водород удаляется практически полностью, в то время как из деталей с блестящим цинком полное удаление водорода не наступает даже при длительном нагреве в течение 10-20 часов.
В то же время, в цианидных электролитах наводороживаемость сталей больше, чем в цинкатных, слабокислых и других электролитах, но и обезводороживание покрытий из цианидных ванн происходит быстрее и полнее, так как количество органических включений в них незначительно.
Водородное охрупчивание высокопрочных сталей, как негативное следствие наводороживания металлов, зависит от всех рассмотренных факторов, определяющих наводороживание системы «сталь-покрытие». Однако сами стали проявляют различную склонность к охрупчиванию в зависимости от химического состава, содержания в них углерода, легирующих добавок и примесей. Нельзя считать электролитическое цинкование единственной причиной водородной хрупкости высокопрочных сталей. Важнейшее значение имеют структура металла, режимы и способы термообработки, а также состояние поверхности деталей, поступающих на гальваническое цинкование.
Инженерные стандарты предусматривают специальные тесты на склонность к водородному охрупчиванию, на основании которых разрабатываются корректирующие действия, направленные на снижение негативного воздействия наводороживания. По склонности к водородному охрупчиванию в порядке снижения выстроен структурный ряд: от мартенсита закалки, через низкоотпущенный мартенсит, нижний бейнит к отпущенному нижнему бейниту. Сочетание приемлемой структуры металла и технологии нанесения покрытия, включая тип электролита, позволяют существенно снизить опасность хрупкого разрушения изделия.
3. Некоторые меры по снижению водородной хрупкости
Окулов В.В.