Временное сопротивление на растяжение стандартных болтов по ГОСТ нормировано с σв = 300 МПа (класс прочности 3.6) до σв = 1200 МПа (класс прочности 12.9). В ряде отраслей промышленности в настоящее время используют более прочные болты с σв до 2100 МПа. По международной классификации к высокопрочным относят болты, временное сопротивление которых σв ≥ 800 МПа. Прочность исходного материала и его упрочнение в процессе изготовления болта определяют конечную прочность болта. Применение высокопрочных болтов - это повышение качества конечной продукции, улучшение ее потребительских свойств и основная предпосылка создания в промышленности облегченных конструкций (как за счет уменьшения массы болтов, так и за счет уменьшения размеров расчетного соединения в целом).
Возрастание усилия разрушения высокопрочных болтов показано на рис.1 для размера М12 в зависимости от четырех классов прочности. Расчеты показывают, что при переходе от класса прочности 4.6 к классу прочности 10.9 при одинаковой несущей способности возможно уменьшение диаметра болта наполовину. Представление об экономии материала при изготовлении одного болта средней длины дают следующие данные:
Класс прочности | 4.6 | 6.8 | 8.8 | 10.9 |
Номинальный диаметр | М20 | М16 | М12 | М10 |
Масса болта, % | 100 | 58 | 30 | 21 |
Монтажный момент, % | 100 | 82 | 66 | 57,7 |
Такое изменение размеров и массы крепежа обеспечивает без дополнительных затрат снижение объема складских помещений и перевозок на 400% по всему циклу производства, начиная с металлургического.
Рис. 1. Усилие разрушения болтов М12 по классам прочности | Рис. 2. Фланец соединения труб |
Снижение массы фланцевого соединения труб при переходе от болтов класса прочности 4.6 к болтам класса прочности 10.9 (с сохранением прочности соединения) достигает 50% (рис.2). Это обусловлено тем, что уменьшение диаметра отверстий D под болты повышает прочность фланца по основным сечениям А-А и Б-Б, а уменьшение межцентрового расстояния между болтами D1 снижает напряжения от внешней нагрузки при затяжке соединения по этим же сечениям фланца. В итоге появляется возможность уменьшения всех основных размеров фланца, особенно наружного диаметра и толщины, в основном определяющих снижение массы соединения. В резьбовых соединениях встык с накладкой, где нормируются минимальные расстояния до кромок листа и между отверстиями, за счет уменьшения номинального диаметра болтов обеспечивается еще большее снижение массы конструкции.
Следует иметь в виду, что уменьшение площади поперечного сечения болта при использовании высокопрочных болтов влечет за собой и другие изменения свойств резьбового соединения, в том числе такого важнейшего, как повышение сопротивления усталости. При переходе от класса прочности 4.6 к классу прочности 10.9 и уменьшении диаметра с М20 до М10 уменьшаются:
что и определяет повышение усталостной прочности соединения.
Монтажный момент соединения зависит как от величины необходимой стяжки соединения, так и от геометрических параметров болтов. При переходе от класса прочности 4.6 к классу прочности 10.9 монтажный момент для затяжки болтов снижается приблизительно до 58%. Это позволяет использовать малогабаритные, облегченные пневматические инструменты с большим числом оборотов и производить монтаж вручную обычным инструментом, облегчая ремонт и эксплуатацию машин. Необходимый монтажный момент для размера болтов М20 вручную обычным инструментом не воспроизводится вообще, тогда как болты М10 класса прочности 10,9 устанавливаются вручную без затруднения.
Применительно к высокопрочным болтам справедливы все требования, предъявляемые при проектировании деталей из высокопрочных сталей. В первую очередь, следует избегать создания концентраторов напряжения, чувствительность к которым по мере роста прочности материала увеличивается. Это, как правило, достигается увеличением радиусов перехода от одной поверхности детали к другой, повышением чистоты поверхностей, особенно в зоне концентраторов напряжений. Необходимо поверхностное упрочнение деталей, особенно зон концентрации напряжений. Для этого используют пескоструйную и дробеструйную обработки или другие методы поверхностного пластического деформирования, способствующие существенному повышению сопротивления усталости деталей.
При упрочнении концентраторов напряжения методами поверхностного пластического деформирования величина и характер остаточных напряжений являются обобщающими параметрами качества поверхностного слоя, отвечающими за приращение сопротивления усталости.
Количественной зависимости между остаточными напряжениями и сопротивлением усталости галтелей болтов малых диаметров в настоящее время не существует. При отработке новых конструкций и технологических процессов изготовления крепежа из новых материалов знание уровня остаточных напряжений в зоне концентрации повысит производительность научно-исследовательских работ.
Прочность и сопротивление усталости высокопрочных болтов и резьбовых соединений определяют три группы факторов: конструктивные, технологические и эксплуатационные.
Конструктивные факторы характеризуются наличием концентраторов напряжения в элементах конструкции. Для болтов ярко выраженными концентраторами напряжения являются: зона перехода от головки болта к стержню - радиус скругления галтели; сбег резьбы; непосредственно резьба.
Определяющими также являются радиус галтели и закругления впадины резьбы, перпендикулярность опорной поверхности головки относительно стержня болта и чистота поверхности в зонах концентраций напряжений.
Технологические факторы включают: химический состав, механические характеристики материала и их разброс в пределах технических условий, величину зерна, неоднородность макро- и микроструктуры материала и покрытия; чувствительность материала к концентрации напряжений, к действию поверхностноактивных веществ, к коррозии под напряжением, водородной хрупкости, состоянию тонкого поверхностного слоя; метод формообразования головки и резьбы; последовательность технологических операций в технологическом процессе изготовления болтов.
В зарубежных стандартах и стандартах ИСО, как правило, все технологические, металлургические требования приводятся в технических условиях на болты.
К эксплуатационным факторам, которые определяют прочность и сопротивление усталости болтов, следует отнести: наличие и величину перекосов опорных поверхностей; величину и стабильность усилия затяжки соединения; температурный режим и среду эксплуатации.